Страницы истории: рассказывает ветеран лицея Капитолина Николаевна Сысоева

Накануне празднования 35–летнего юбилея школы ребята из 8Б класса поинтересовались у старейшего педагога, ветерана труда Сысоевой Капитолины Николаевны о том, как шла работа на пришкольном участке в те годы, когда она являлась учителем биологии  школы №3, как складывалась её учительская карьера. Вот что она нам рассказала:

О пришкольном участке

На пришкольном участке мы выращивали свою рассаду, которую распределяли по всей территории (даже за спортзалом). Это был грандиозный труд. Работали ВСЕ.

Первый коллектив школы, в основном, был из старой третьей школы. В середине августа к нам пришла будущий первый директор этой школы — Зинаида Васильевна Лисова.

Здание нам, конечно, понравилось, но не везде еще был наведен порядок. И пустырь вокруг с грудами мусора, и битое стекло, и кирпичи, и камни – чего там только не было. Хорошо, что нам помогли солдаты.

И в первый же год нам дали задание: начать озеленение. Я была учителем биологии, труда и заведующей пришкольным участком. Поэтому классное руководство мне не дали.

Все 4 года я посвятила этой работе. Ну, конечно, помогали и другие биологи, но в меньшей степени. А ведь посадочный материал надо было где-то взять. Мне давали машину с шофером и солдатами, и после уроков мы ехали в лес за саженцами. Муж одной из учительниц начальных классов (Шипковой Нины Васильевны) был лесничим. Он заранее находил участок и присматривал подходящие деревья. Осень в тот год была очень холодная, в середине октября уже пошел снег, поэтому пришлось взятые в лесу березы (которые сейчас растут перед входом в школу) не посадить, а прикопать. Мэр города пришел посмотреть на новую школу, увидел полулежащие деревья и начал было возмущаться: «Кто это у вас так криво деревья посадил?» Пришлось объяснять.

Спиреи, которые у забора, нам дали в питомнике от зеленого цеха. Они были посажены в первую очередь в ту же осень. Потом решили, что каждый учитель посадит «свою» березу. Все до единого дерева приросли. И аллея за забором – тоже заслуга школы, только это было уже позднее.

Потом мы решили заложить дендрарий: собрать все породы деревьев, какие только можно, а окаймить его решили лиственницей. Саженцы кедров мы взяли из питомника (их выращивали недалеко от Просницы). Лиственницы посадили там, где дендрарий и столовая. Немножко неправильно посадили – кедры оказались в тени лиственниц. Мы тщательно следили за кедрами, чтобы их никто не ломал.

Как-то многими годами позднее, проходя зимой по школьной территории, я пришла в ужас от увиденного – между лиственницами и кедрами проложена лыжня, и все нижние ветки деревьев обломаны. У меня прямо сердце защемило …

Потом липы… Их тоже привезли из питомника. Когда мы с ребятами на трудах сажали деревья, Зинаида Васильевна выходила на участок и сама проверяла, чтобы все посадки были ровными. Выходили работать целыми классами. Один класс посадил саженцы с отклонением в несколько сантиметров, так директор заставила пересаживать!.. Потом я её уговорила, что со временем разницы не будет заметно. Очень заинтересована была директор в облагораживании территории. А как она следила за чистотой!!! Ни одной бумажки не должно было быть на пришкольной территории, ни одной полосочки на полу в школе.

Теплица была построена сразу. Приходилось в ней работать и после уроков, и в выходные. И ребята дежурили. Всякое, конечно, бывало: и стекла били, и рисовали, — но особенно не безобразничали. Были ребята – любители поработать с землей. Мы и помидоры выращивали. Цветочную рассаду выращивали в больших количествах, так что хватало на все газоны. Цветов было много.

Сколько мы писем написали в журнал «Юный натуралист», чтобы заполучить интересное растение! И приходили по почте семена, и успешно выращивались в теплице.

Организовывались в городе выставки цветов, и мы всегда занимали первые места. На выставках представляли букеты. Помогала тогда учительница Шерстнёва Татьяна Тимофеевна, которую отличал отменный художественный вкус. От города была комиссия, которая оценивала цветы. Принимали участие в выставках все школы и зеленый цех.

Пришкольные участки тоже проверялись каждый год. За участок ставилась оценка. Наша школа побеждала в этом конкурсе каждый год. Всегда говорили, что у нас лучший участок.

Немного о себе (История в фотографиях)

Родилась я 6 февраля 1926 года в деревне, которая тогда называлась Лашуки (это недалеко от села Фатеево). Деревня была с домами в один ряд, а посреди — дорога на Просницу. Кто когда ехал, мы все выбегали смотреть, как дикари. За огородом у нас сразу был лес. Так я в лес ходила лет с трех. Перелезу через забор (тогда «глухих» заборов не было) и собираю ягоды: землянику, бруснику… Были укромные «мои» места в лесу, на которых росли белые грибы. Так мое детство и прошло.

В первый класс я пошла в Фатеево. Учительница у нас была Юлия Петровна. Мы её боготворили. Даже думали, что она в туалет не ходит.

Школа была очень далеко от дома, поэтому иногда я оставалась ночевать в доме техслужащей, потому что училась с её дочерью в одном классе. А Юлия Петровна вышла замуж за директора, и жили они в маленькой комнатке в том же доме.

Для первого класса мама сшила мне льняное (еще называли, портяное) клетчатое платье и сумку через плечо. Училась я хорошо. Первую четверть закончила на ”отлично”. Когда было награждение отличников, меня с последнего ряда зала старшеклассники передавали на руках. Подарили мне альбом для рисования и деревянный пенал с карандашом и перьевой ручкой.

Полгода я отучилась, родители переехали в деревню Пестяры, мне пришлось сменить школу. Там была толоконно-крупяная артель, куда папа устроился бухгалтером. В юности он закончил на ”отлично” церковно-приходскую школу, так что человеком был очень грамотным.

Еще история интересная… Мои бабушка с дедушкой служили у хозяина спичечной фабрики Бровцына. Бровцыны были бездетными. Когда родился мой папа, Бровцыны хотели забрать его себе, но, конечно, бабушка с дедушкой не отдали им своего первенца. Зато пришлось далеко уехать (в деревню Лашуки).

А мама моя была одной из тройняшек, которых звали Вера, Надежда, Любовь. Вера умерла в младенчестве,  Любовь в возрасте 15 лет, а мама моя Надежда умерла на 91-ом году жизни.

И мы все долгожители: старшей моей сестре 89 лет, а младшей – 77.

Мама с папой работали, а воспитывала нас бабушка. Я очень благодарна своей бабушке за ту интеллигентность, которую она нам привила.

Учили меня всё учителя из Чепецкой школы. А школа эта в те времена очень славилась. Лучшие учителя выходили из неё: и Юлия Анатольевна, и Вера Дмитриевна. А так как учителя на выходные уезжали домой, то меня иногда оставляли за учителя. Давали задания, и мы их выполняли. Вот, видимо, и заложилась у меня с детства тяга к учительству.

Потом мы с семьей переехали в деревню Утробино. Здесь была артель ”Такелажник”, куда отец опять устроился бухгалтером. Там была начальная четырехлетняя школа, здание которой до сих пор сохранилось. В этой школе я закончила 4 класса. Учительницу звали Августа Петровна.

В пятый класс я пошла в Чепце. В школу мы ходили пешком. Класс у нас был ударный – всё отличники. В этот период как раз шёл разгром церквей. Школа наша находилась в здании современной воскресной школы.

Переехали мы в Волково (под г.Слободским), где я закончила 6 и 7-ой классы. Классным руководителем была Анна Ивановна, которая была нам как мать. Анна Ивановна была биологом, поэтому биологию мы все любили и увлекались всем, что было связано с природой. Специальных участков и уроков труда  тогда не было, так что кое-что выращивали, и я, конечно, помогала.

В 1941 году я окончила 7 классов. А в Чепце школа была семилетняя. Папа мой видел, что я учиться хочу и у меня получается. Вот и опять решили переехать.

А здесь в те годы планировался не химкомбинат, а бумкомбинат, и даже было завезено оборудование. Папа стал бухгалтером на бумкомбинате. А нас он перевез, когда война началась. Мне запомнился первый день войны. Это было воскресенье.

В селе Волково было 2 предприятия, которые решили организовать какой-то праздник на природе. День был хороший, солнечный… Танцевали, пели песни под гармошку на лугах. Война-то началась ночью, но никто этого не знал (видимо, радио не было). Все веселились, как ни в чём ни бывало. Вдруг видим: председатель сельсовета, видный, дородный мужчина, скачет на коне. И кричит: «Внимание!» Все сразу остановились. Он продолжил одним словом: «Война». И тут же он начал вручать повестки… Вместо смеха звучал плач. Казалось, что всё как-то потемнело.

Вот отец и решил нас перевезти. Вместо города стояли здесь бараки, где мы и начали жить. Никто тогда и подумать не мог, что такой город появится здесь! Вот и живу я здесь с июля 1941 года.

Вместо бумкомбината стали строить химкомбинат, и папа перешел бухгалтером туда. Он стал главным бухгалтером отдела рабочего снабжения. Стали приезжать эвакуированные из других городов (Москвы, Ленинграда…). Поэтому жилья не было, пришлось жить по съёмным квартирам.

Папу забрали на фронт в 1942 году, хотя он 1898 года рождения. Жили мы впятером в одной комнате. Воду носили из родника, топили печку.

В восьмой класс я пошла уже в чепецкую школу…

Если говорить о профессии, то в школе я проработала очень долго. С 1944 года я уже начала работать в школе. После окончания 10 класса работала пионервожатой, а затем уезжала работать в учительский институт. Выучилась на биолога и географа и стала работать ещё в старой третьей школе. А потом я заочно окончила педагогический институт. В той третьей школе мы тоже наш пришкольный участок всегда занимал первые места. Там был большой участок – целый гектар. Был у нас и селекционный участок, где выращивались все зерновые, в том числе и кукуруза, и подсолнечник. Это была коллекция, чтобы показать ребятам, как растут зерновые. Еще выращивали картошку различными методами: глазками, ростками, верхушками клубня, целыми клубнями.

Ребята очень отзывчивы были. Они понимали: это их школа, это для них… Понимали, что придут, и будет, что вспомнить. Даже выпускные классы помогали, особенно любили оформлять центральную клумбу… Были энтузиасты…Первое время по стене школы даже вилась фасоль…

Уроки природоведения проходили на участке, ведь тут есть всевозможные деревья: клены, дубы, лиственницы, липы…

Ни одного пустого уголка не было на участке: каждый треугольничек был оформлен. До сих пор просыпаюсь ночью от того, что думаю, что куда посадить, как бы чего не забыть.

Кроме того, в кабинете биологии мы выращивали цветы, а затем их раздавали по классам. На лето все цветы убирали в теплицу в специальное помещение. За ними тоже ухаживали дети.

Была у меня ученица — Таня Шишкина. Она очень любила работу с растениями. Ей я многое поручала. С годами и она отошла от своего увлечения.

Многими грамотами были мы награждены за свой труд: за ухоженный участок, за выставки цветов.

One Response to Страницы истории: рассказывает ветеран лицея Капитолина Николаевна Сысоева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


*