В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им нравятся различного рода дискуссии.
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать свои собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Достаточно остро этот период у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей – любовь к ребенку и тревога за него. А родителям необходимо постараться расширить сферу самостоятельных выборов ребят.
Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радость. Принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.
В сферу самопознания входит и изучение своей сексуальной привлекательности, а также получения опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания, поскольку с ними еще не знакомы. Подростки, имеющие успех у противоположного пола, приобретают высокий статус в классе.
Важно помнить, что у многих шестиклассников снижается самооценка из-за первых телесных, сексуальных изменений, неуверенности в своей взрослости. Поэтому полезно в душевных разговорах с подростками отмечать моменты, подчеркивающие ценность, уникальность ребенка, повышение его самооценки.
В связи с этим, нужно помнить, что у подростков появляются свои пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбление. И, наоборот, взрослый, подчеркивающий право подростка на свое, отличное от его собственного, мнение быстро приобретает уважение.